04.07.2021      330      0
 

Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Сразу после той аварии экипаж пытались сделать виноватым, командира наказать, а все произошедшее засекретили. Умерших…


Сразу после той аварии экипаж пытались сделать виноватым, командира наказать, а все произошедшее засекретили. Умерших от облучения подводников незаметно похоронили, отсек с аварийным реактором вырезали и затопили у Новой Земли. На его место уставили новый, попутно заменили ракетный комплекс Д-2 на Д-4 — уже с подводным стартом — и через два с половиной года К-19 вернулась в боевой состав.

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Перед дальним походом. Слева направо: В. Стрелец, В. Хмелeв, Н. Клинков, В. Павловский, В. Егоров, В. Дятлюк, В. Тараканов. Западная Лица, 1961 год. Фото: из архива В.Д. Стрельца.

А еще через сорок лет, когда откроются секретные архивы, первую в СССР атомную подводную лодку с баллистическими ракетами и ее первый экипаж во главе с капитаном I ранга Николаем Затеевым выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Как такое возможно, спросите вы? Сегодня есть повод разобраться: именно в этот день, 4 июля 1961 года, случилась радиационная авария на одном из двух реакторов атомной подводной лодки К-19 Северного флота.

Это была первая в СССР атомная подводная лодка, способная нести три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Построенная по проекту 658 ЦКБ "Рубин" в Северодвинске в рекордно короткие сроки, она была нашим ответом на появление в США подводного ракетоносца "Джордж Вашингтон".

В июне-июле 1961 года К-19 выполняла боевую задачу в Северной Атлантике, действуя по плану океанских учений "Полярный круг". Как мы теперь знаем, играла за "синих" — обозначала противника. Задача была такой: выйти через Норвежское море в Северный Ледовитый океан, а потом под кромкой паковых льдов приблизиться к побережью СССР и произвести условную ракетную атаку. Организаторы учений планировали таким образом проверить и оценить эффективность своей противолодочной обороны, ее готовность и возможности противостоять атомным субмаринам США.

Чтобы избежать обнаружения еще на подходе, командир К-19 выбрал маршрут между Гренландией и Исландией через Датский пролив. Четвертого июля, на 16-е сутки плавания, когда подводная лодка находилась в подводном положении примерно в 70 милях от острова Ян-Майен, случилось непредвиденное: в системе охлаждения одного из двух реакторов обнаружилась течь первого контура. Как следствие начался неконтролируемый разогрев активной зоны, что грозило неминуемым взрывом — если не ядерным, то парогазовым, с большим выбросом радиации.

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Чтобы этого не допустить, офицеры, старшины и матросы К-19 в составе аварийной партии пошли в реакторный отсек и смонтировали нештатную систему охлаждения реактора. А когда и она дала сбой, в аварийный отсек отправилась новая партия…

Со второй попытки наладили принудительную проливку активной зоны пресной водой из питьевых запасов, однако радиационная обстановка на корабле резко осложнилась, а те, кто ходил к реактору, получили высокие дозы облучения…

К-19 потеряла ход, но осталась на плаву. Из-за проблем с дальней связью доложить о случившемся в штаб флота не смогли и запросили помощи у своих кораблей и подводных лодок, которые могли оказаться в зоне приема их аварийного сигнала. Первыми подошли на выручку две дизельные лодки — С-270 под командованием Жана Свербилова и С-159 Григория Вассера. Не дождавшись ответа из штаба Северного флота, Николай Затеев принял единоличное решение загерметизировать отсеки и подготовить К-19 к буксировке, а весь экипаж эвакуировать — сначала на дизельные подлодки, а уже с них — на подошедшие эсминцы.

Не исключали, разумеется, и появления иностранных кораблей в районе бедствия. На этот случай был свой план — вплоть до принудительного затопления АПЛ или даже ее торпедирования находившимися в охранении дизельными подлодками Свербилова и Вассера. Но, слава Богу, до этого не дошло — американцы на рожон не полезли, ограничились посылкой вертолетов с ближайшей военно-морской базы на острове Ян-Майен.

Совсем иначе представлена кульминация этой драмы в голливудском фильме "К-19: оставляющая вдов" (2002 год), где авария стала основой всего сюжета. В сознании многих, кто смотрел этот экшн, а до или после что-то слышал или читал о тех событиях 60-летней давности, правда и вымысел, факты и фейки, как теперь принято выражаться, настолько смешались и переплелись, что реальную картину без помощи профессионалов не восстановить. И мы такого профессионала знаем. Это профессор, доктор наук Виктор Стрелец, который в июле 1961 года был на К-19 старшиной в электро-техническом дивизионе.

В июле 61-го, когда все случилось, на борту подлодки вместе с прикомандированными специалистами находилось 139 человек. Сегодня, по словам Виктора Дмитриевича, в живых осталось пятнадцать человек. Командир первого экипажа К-19 Николай Владимирович Затеев до адмирала не дослужился, был уволен в запас в звании капитана первого ранга. В 1998 году скончался и похоронен, с согласия родственников и членов экипажа, на Кузьминском кладбище, рядом со своими бывшими подчиненными.

А старшина второй статьи Виктор Стрелец, как уже сказано, в том походе был электриком в носовых отсеках подлодки. Свою порцию радиации получил и он, но разделил счастливую участь тех, кто выжил, сохранил в памяти имена, детали, обстоятельства. И стремится эту правду донести до нас. Сегодня и здесь приведем лишь несколько фрагментов его воспоминаний, которые важны для понимания масштаба тех событий, содержат непредвзятые оценки и позволяют отделить все наносное, в том числе киношное, от реально происходившего 60 лет назад.

От первого лица

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Виктор Стрелец и Владимир Дятлюк – уже после аварии. 1962 год. Фото: из архива В.Д. Стрельца.

Виктор Дмитриевич Стрелец, в июле 1961 года — старшина-электрик в экипаже К-19:

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

— В экстремальных условиях командир АПЛ капитан 2 ранга Н.В. Затеев после совещания с офицерами пульта управления реакторами принял, как потом выяснилось, единственно правильное решение. Чтобы не допустить взрыва аварийного реактора, его во что бы то ни стало требовалось охладить. Первый контур потерял герметичность и восстановить его не представлялось возможным, к тому же заклинило главный циркуляционный и подпиточный насосы. Вместо этого потребовалось собрать нештатную систему охлаждения. Ценою собственной жизни это сделали восемь моряков-подводников. Вот их имена:

— командир дивизиона движения ПЛ, капитан-лейтенант Юрий Николаевич Повстьев (родился 06.06.1930 г., умер 22.07.1961 г.);

— командир первого отсека, лейтенант Борис Александрович Корчилов (родился 17.11.1937 г., умер 12.07.1961 г.);

— старшина команды спецтрюмных реакторного отсека, главный старшина Борис Иванович Рыжиков (родился 03.08.1938 г., умер 25.07.1961 г.);

— командир отделения спецтрюмных реакторного отсека, старшина первой статьи Юрий Викторович Ордочкин (родился 23.05.1938 г., умер 12.07.1961 г.);

— спецтрюмный реакторного отсека, старшина второй статьи Евгений Федорович Кашенков (родился 28.07.1937 г., умер 12.07.1961 г.);

— спецтрюмный реакторного отсека, матрос Семен Васильевич Пеньков (родился 05.10.1940 г., умер 17.07.1961 г.);

— спецтрюмный реакторного отсека, матрос Николай Алексеевич Савкин (родился 08.03.1939 г., умер 12.07.1961 г.);

— турбинист соседнего турбинного отсека, матрос Валерий Константинович Харитонов (родился 04.04.1941 г., умер 14.07.1961 г.).

Пять человек из этого списка приняли участие в ликвидации аварии реактора по долгу службы, так как были специалистами по его обслуживанию. Это, согласно штатному расписанию, было их заведование, за бесперебойную работу которого они непосредственно отвечали. И сделать лучше них то, что они сделали, мало кто бы смог.

Особо считаю нужным выделить лейтенанта Б.А. Корчилова — он добровольно, с разрешения командира АПЛ, принял на себя командование реакторным отсеком и возглавил часть работы по ликвидации аварии. А также матроса В.К. Харитонова — турбиниста седьмого отсека, добровольно пришедшего на помощь ребятам соседнего отсека. Огромное значение подвига Бориса Корчилова состоит в моральной поддержке, как старшего по званию, рядовых матросов, проводивших работы по монтажу аварийной системы охлаждения реактора.

***

Всего к моменту аварии на АПЛ оказалось 139 человек. Больше всего, конечно, из городов и сел России. Но вместе с нами в экипаже были 22 человека из Украины, несколько человек из Прибалтики, Казахстана, Узбекистана. Среди тех, кто героически боролся за живучесть корабля, были и белорусские парни. Это Иван Петрович Кулаков из Могилевской области, Геннадий Викторович Глушанков из Могилева, Виталий Аввакумович Ковальков из Витебской области, Василий Михайлович Малюшин из Гомельской, Аркадий Петрович Левков из Минска, а еще — Станислав Иванович Соломахо, Владимир Адамович Брагинец, Иван Иосифович Хацкевич, Феликс Еремеевич Ковалев…

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Оставшиеся в живых подводники, когда находились на лечении в Ленинграде, сами назвали свою подлодку "Хиросимой". И впервые это слово написали на широком лейкопластыре, крест-накрест наклеенном на груди после пересадки костного мозга, Стрелец, Еськин, Закупа, Жакудин в академии военно-полевой терапии им. С.М. Кирова.

Почему мы так сделали? В Советском Союзе, который тогда глобально вооружался, каждый день твердили по радио, писали в газетах о мире и появлялись рисунки ядерного взрыва, крест-накрест перечеркнутого белыми полосами. На них обычно писали "Нет войне!", "Нет Хиросиме!". По аналогии с этим и мы написали-изобразили у себя на груди этот протест. С тех пор и приклеилось к лодке на всю ее долгую жизнь это прозвище — "Хиросима".

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Экипаж К-19 в Полярном, 1990 год. Слева направо: помощник командира В.Н. Енин, командир АПЛ Н.В. Затеев, старшина I статьи В.Д. Стрелец, командир группы электриков носовых отсеков В.Н. Макаров, жена последнего командира К-19 А. Адамова, старшина команды турбинистов мичман А.А. Фатеев, командир турбинной группы Г.В. Глушанков. Фото: из архива В.Д. Стрельца.

***

К большому сожалению, наши кинематографисты за экранизацию истории К-19 пока не берутся. Вероятно, боятся гнева богов, которым по каким-то причинам эта субмарина пришлась не по душе.

А почему американцы взялись? Есть как минимум две причины. Во-первых, совпадение. Четвертого июля, когда мы, меньше всего думая о себе, боролись за спасение корабля, Норвежского моря и стран Европы, а может быть и мира на Земле, в США беззаботно и как всегда помпезно отмечали очередную годовщину своей независимости. Странно, что в фильме это вообще никак не прозвучало.

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

А вторая — это заложенное еще в сценарий стремление показать, что Советам такую серьезную технику, как атомное оружие, доверять нельзя. И пока оно у них имеется, мир будет оставаться под угрозой глобальной катастрофы… Наряду с эффектными кадрами, показывающими героизм военных моряков, устраняющих аварию ядерного реактора, фильм изобилует надуманными сценами, которые показывают экипаж и наших командиров не с лучшей стороны.

По словам постановщиков, они насытили картину конфликтными ситуациями "для остроты сюжета", ведь фильм художественный — значит, есть право на вымысел. К сожалению, этот вымысел, включая и название самой картины, уводит от сути и граничит с клеветой в отношении тех, что все это пережил и до сих пор забыть не может.

***

О том, как сохраняют в экипаже К-19 память о своем корабле, его непростой и долгой службе — в записках В.Д. Стрельца на портале "За тех, кто в море".

 Авария на К-19: как это было 60 лет назад и что открылось сегодня

Ветераны первого экипажа К-19 на Кузьминском кладбище в Москве, 2016 год. Фото: из архива В.Д. Стрельца
Источник


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Как пользоваться мультиваркой

Как пользоваться мультиваркой

Мультиварка, также известная как кастрюля быстрого приготовления, представляет собой инновационный прибор,...

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Я была приятно удивлена ​​вчера на работе, когда телефонный звонок с неизвестного номера, который я трижды...

Напишите мне