22.11.2021      62      0
 

Первую самолетную приемную радиостанцию испытали в России 110 лет назад

22 ноября 1911 года в Гатчине прошли испытания первого авиационного радиоприемного устройства, изобретенного подполковником Дмитрием…


22 ноября 1911 года в Гатчине прошли испытания первого авиационного радиоприемного устройства, изобретенного подполковником Дмитрием Сокольцевым.

 Первую самолетную приемную радиостанцию испытали в России 110 лет назад

«Фарман-4». Фото: wikimedia.org

Сокольцев служил в Военной электротехнической школе, к 1911 году он также имел должность штаб-офицера при генерал-инспекторе по инженерной части. Это был уже заслуженный офицер, участник русско-японской войны. Еще в 1905 году он изобрел полевую радиостанцию, после чего плотно занимался в основном радиоделом, а также читал лекции в Петербургском политехническом институте.

Идея применения радиосвязи с аэропланами возникла с появлением и самолетов, и радио, что произошло довольно близко по времени. Авиаторы использовали самые разные сигналы, вроде покачивания крыльями, сброса вымпелов с письменными сообщениями и даже жестов, когда они были в пределах видимости. Потом пилоты получили передающие радиоустройства. Но даже в этом виде связь была односторонней: они не могли получать сообщения и указания с земли. Единственным средством связи с ними были сигнальные ракеты, а также знаки и символы на огромных полотнищах. Попытки же создать приемник для аэропланов заканчивались неудачно: из-за шума мотора ничего не было слышно, поскольку сигнал был слабый. И этот вопрос был самым актуальным на тот момент.

Именно такое устройство — для приема сообщений, и изобрел Дмитрий Сокольцев.

22 ноября (или 9 ноября по старому стилю) 1911 года на Гатчинском аэродроме под Петербургом подполковник Сокольцев в присутствии других военных чинов установил на биплан "Фарман IV" радиоприемник (в то время их называли радиотелеграфом). Прибор весил 36 килограммов и был выполнен в форме ящика.

Сохранилось описание проведенных испытаний, опубликованное в "Вестнике воздухоплавания" (№20, 1911).

"9 ноября текущего года на Гатчинском аэродроме при Авиационном отделе Офицерской Воздухоплавательной школы были произведены первые в России опыты телеграфирования без проводов с аэроплана, давшие весьма благоприятные результаты.

 Первую самолетную приемную радиостанцию испытали в России 110 лет назад

На аэроплане типа "Фарман" была установлена станция беспроводной телеграфной связи системы подполковника Сокольцева, с которой и было произведено три опытных полета, общей продолжительностью один час, причем в качестве пассажира-телеграфиста летал сам изобретатель подполковник Сокольцев. Пилотом был поручик Панкратьев. Передаваемые во время полетов сигналы, буквы и слова были ясно приняты установленной на аэроплане приемной станцией упрощенного полевого типа. Таким образом, впервые в России был установлен факт возможности радиотелеграфной связи с аппаратом в полете".

Надо сказать, что испытания проходили в неблагоприятных погодных условиях: дул сильный порывистый ветер, а за аэропланом тянулась проволочная антенна длиной 35 метров. Тем не менее все закончилось благополучно.

Было установлено, что сигнал устойчиво принимается на расстоянии до 50 километров.

К сожалению, в 1912 году Сокольцев был переведен на другую должность и не смог продолжить начатое. А военное начальство решило, что пока лучше закупать авиационные радиостанции за границей.

С 1913 года в русской авиации стали применять французскую станцию SFR. Она весила меньше станции Сокольцева (24 кг), но по техническим характеристикам была намного хуже: сигнал принимался на удалении лишь в 15 километров.

Уже в ходе Первой мировой войны снова вернулись к отечественным авиационным приемникам. С 1915 года они производились на предприятии Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ).

 Первую самолетную приемную радиостанцию испытали в России 110 лет назад

Судьба самого изобретателя сложилась драматически. Дмитрий Сокольцев не принял Октябрьскую революцию и в 1920 году эмигрировал в Польшу. Там его взяли на высокую должность главного инженера PTR (Польское радиотехническое общество). Одновременно он был руководителем Русской академической группы. Сокольцев внес огромный вклад в организацию образования на русском языке за рубежом, был членом Русского педагогического бюро, которое ведало эмигрантскими школами по всей Европе.

В 1944 году бывший царский офицер примкнул к Варшавскому восстанию. В ходе боев с немцами был тяжело ранен и уже после освобождения Варшавы Красной армией скончался от последствий этого ранения.

Источник


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Семь вещей, которые делают диссертацию выдающейся

Семь вещей, которые делают диссертацию выдающейся

Написать хорошую диссертацию легко, если знать, сколько стоит заказать реферат. У разных профессоров разный...

Как пользоваться мультиваркой

Как пользоваться мультиваркой

Мультиварка, также известная как кастрюля быстрого приготовления, представляет собой инновационный прибор,...

Напишите мне