06.09.2021      218      0
 

Первый арктический конвой «Дервиш» прибыл в СССР 80 лет назад

31 августа 1941 года, ровно 80 лет назад, в СССР прибыл первый океанский конвой, доставивший…


31 августа 1941 года, ровно 80 лет назад, в СССР прибыл первый океанский конвой, доставивший партию вооружений и стратегических грузов. С него для Советского Союза начался ленд-лиз, завершившийся осенью 1945-го.

 Первый арктический конвой "Дервиш" прибыл в СССР 80 лет назад

Фото: Hampton, J A (Lt), Royal Navy / wikipedia.org

Кодовое название первого северного конвоя было "Дервиш". Шесть грузовых судов и танкер в сопровождении военных кораблей вышли из английского Ливерпуля 12 августа.

Поставки в СССР стали возможны благодаря принятому в США в марте 1941 года закону о ленд-лизе, а также соглашениям, подписанным между Великобританией и Советским Союзом после вторжения германских войск в нашу страну. О возможных объемах помощи, ее длительности, а также о различных маршрутах ее доставки тогда, разумеется, никто не думал. "Дервиш" — это был первый опыт, и от его успеха зависело многое.

В свою очередь, немцы пока еще ничего не знали о подготовке конвоев, поэтому за "Дервишем" никто не охотился. Весь путь от британских берегов до Архангельска (с заходом в Исландию) прошел без происшествий.

Груз состоял из амуниции, стратегических материалов (олово, каучук и шерсть), боеприпасов для морского флота (глубинные бомбы и мины), различного оборудования. А также 15 истребителей "Харрикейн" — первой партии зарубежной военной техники, которую получил СССР в ходе войны.

Кроме самолетов и некоторой другой продукции, все остальное было произведено в США и отправлено в помощь Великобритании. Таким образом (это повторилось и в последующих конвоях) англичане делились тем, что сами получали по ленд-лизу от американцев. Ибо прямой договор о военных поставках США заключили с Советским Союзом только в 1942 году.

Эскорт конвоя был внушительным: два авианосца, два тяжелых крейсера, пять эсминцев разных классов, три корвета и три тральщика.

Интересно, что кроме 15 "Харрикейнов", доставленных в Архангельск 31 августа, практически все самолеты с авианосца "Аргус", сопровождавшего конвой, также достались СССР. А это еще 24 "Харрикейна". Они поднялись с борта "Аргуса" 7 сентября и перелетели под Мурманск, на советский аэродром "Ваенга-1". Там, с помощью английских пилотов, началось обучение советских летчиков управлению этими истребителями.

"Харрикейн" — далеко не лучшая машина в то время, однако на фоне потерь советской авиации и она сгодилась. Примечательно, что британские летчики не ограничились обучением советских "братьев по оружию", но и сами стали участвовать в воздушных боях. До 18 октября, когда они отправились в обратный путь, они сбили 15 вражеских самолетов, потеряв лишь один.

 Первый арктический конвой "Дервиш" прибыл в СССР 80 лет назад

Из 37 "Харрикейнов" (а всего Уинстон Черчилль обещал поставить 200 таких истребителей) был сформирован 78-й истребительный полк авиации Северного флота СССР. Позже из "Харитонов" (такое прозвище дали ему советские пилоты) сформировали еще целый ряд авиаполков.

После "Дервиша" было еще 77 арктических конвоев в которых задействовали около 1400 больших грузовых кораблей.

Последний конвой, сформированный в Великобритании, пришел к советским берегам 28 мая 1945 года.

Источник


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Как пользоваться мультиваркой

Как пользоваться мультиваркой

Мультиварка, также известная как кастрюля быстрого приготовления, представляет собой инновационный прибор,...

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Я была приятно удивлена ​​вчера на работе, когда телефонный звонок с неизвестного номера, который я трижды...

Напишите мне