18.09.2021      237      0
 

«Петлю Нестерова» на гидросамолете впервые выполнили в России 105 лет назад

17 сентября 1916 года впервые в истории авиации лейтенант Ян Нагурский на гидроплане М-9 совершил…


17 сентября 1916 года впервые в истории авиации лейтенант Ян Нагурский на гидроплане М-9 совершил «мертвую петлю». Однако фигура высшего пилотажа едва не завершилась трагедией — находившийся в аэроплане механик Николай Годовиков выпал из кабины, в последний момент ему удалось ухватиться за крылья и остаться в живых.

 "Петлю Нестерова" на гидросамолете впервые выполнили в России 105 лет назад

Фото: Wikimedia

Позже отчет об этом уникальном полете около острова Эзель, как сообщает историк Юрий Гальперин, был опубликован в февральском номере журнала "Воздухоплаватель" за 1917 год.

Любопытно, что российские авиаторы рисковали жизнью не из праздного тщеславия, а ради проверки тактико-технических характеристик самолета-амфибии Григоровича и отработки элементов воздушного боя. Ведь шла Первая мировая война.

"Летающая лодка" М-9 создавалась как морской разведчик, но война показала: самолет-амфибия может успешно выполнять роль бомбардировщика или патрульного самолета. М-9 представлял собой биплан с двигателем 150 лошадиных сил. Фюзеляж и межкрыльные стойки у него были выполнены из фанеры, крылья и хвостовое оперение были только полотняными. Гидросамолет развивал максимальную скорость полета 110 км/ч, посадочную — 85 км/ч и мог подняться на три километра.

Пилот Ян Нагурский решил попробовать, как долго гидроплан может набирать высоту, направленный вертикально, и через сколько времени рули теряют силу влияния на управление. Таким образом, летчик выполнил две мертвые петли подряд. Во время выполнения маневров Нагурский чуть не потерял механика, который не был пристегнут — Николая Годовикова выбросило из сиденья, но он удержался за крылья самолета.

 "Петлю Нестерова" на гидросамолете впервые выполнили в России 105 лет назад

"Сбитый в одном из воздушных боев над Балтикой, он падает в море на горящем самолете. Рапорт о гибели лейтенанта флота Нагурского и стал тем документом, который позволил историкам авиации завершить биографию летчика в 191 7 году. Но Нагурский не погиб. Раненный в бою, он был подобран английской подводной лодкой", — пишет Юрий Гальперин.

Во время Гражданской войны Ян Нагурский возвращается в Польшу и становится инженером-конструктором сахарной промышленности. В 1956 году по приглашению пилотов полярной авиации он совершает поездку в СССР, написал книги "Первый над Арктикой" и "Над пылающей Балтикой". Скончался 9 июня 1976 года в Варшаве.

Источник


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Как пользоваться мультиваркой

Как пользоваться мультиваркой

Мультиварка, также известная как кастрюля быстрого приготовления, представляет собой инновационный прибор,...

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Я была приятно удивлена ​​вчера на работе, когда телефонный звонок с неизвестного номера, который я трижды...

Напишите мне