07.11.2021      136      0
 

«Зеленый призрак»: как проходили боевые рейды бронепоезда «Железняков»

80 лет назад 7 ноября 1941 года состоялся первый боевой рейд легендарного бронепоезда «Железняков», который…


80 лет назад 7 ноября 1941 года состоялся первый боевой рейд легендарного бронепоезда «Железняков», который немцы прозвали «Зеленый призрак».

 "Зеленый призрак": как проходили боевые рейды бронепоезда "Железняков"

Матросы едут на бронепоезде «Железняков». Фото: Владислав Микоша РИА Новости

В строй бронепоезд был введен под номером БП-5, но ему еще решили дать персональное имя — "Железняков". Состав был готов 4 ноября и в тот же день был включен в береговую оборону главной базы Черноморского флота — Севастополя. Там же он и строился — в мастерских севастопольского морского завода.

Вооружение "Железнякова" состояло из 5 пушек калибра 76,2 мм, 3 артустановок 34-к, 2 пушек Лендера (еще дореволюционного выпуска), 2 минометов калибра 82 мм, 2 крупнокалиберных пулеметов ДШК и 14 пулеметов "Максим". БП-5 был защищен броней толщиной от 15 до 30 миллиметров, а также композитной броней из армированного железобетона и имел 4 четырехосных бронеплатформы, каждая весом до 60 тонн. Впоследствии вооружение частично заменили на более мощное. С помощью паровоза Ов "Железняков" мог развивать скорость до 50 км в час. В состав бронепоезда входил также тяжелый паровоз серии Э — для использования на крутых подъемах.

Это был не единственный бронепоезд, построенный во время обороны Севастополя: подобных составов подготовили семь. Однако все они один за другим были уничтожены, и только "Железняков" отличился живучестью и удачливостью. Он появлялся в самых неожиданных местах, быстро выстреливал боезапас — и так же быстро исчезал. За это, а также за защитный цвет окраски, гитлеровцы прозвали БП-5 "Зеленым призраком".

7 ноября 1941 года экипажу бронепоезда было приказано отразить атаку вражеской пехоты у селения Верхнесадовое (Дуванкой). Попутно БП-5 разгромил немецкую батарею в Бельбекской долине. Задача по отражению атаки была успешно выполнена, после чего "Железняков" ушел в заранее подготовленное укрытие. Укрывался бронепоезд обычно в узких скалистых участках железной дороги, либо в тоннелях. Таким образом, после рейда он уклонялся от обстрела артиллерии или от налета вызванной немецкими пехотными подразделениями авиации. Места технических стоянок тоже постоянно менялись, и гитлеровская фронтовая разведка долго не могла их вычислить.

 "Зеленый призрак": как проходили боевые рейды бронепоезда "Железняков"

В последней декаде декабря 1941 года бронепоезд участвовал в тяжелейших боях за Мекензиевы горы. В том сражении он получил от артиллерии противника серьезные повреждения: одна из бронеплощадок сошла с рельс, пострадал главный локомотив. Чтобы уйти из-под огня, надо было делать срочный ремонт — причем внутри паровозной топки. Чтобы снизить температуру, ее закидали сырым углем, но ранее загруженный уголь продолжал гореть. Тогда помощник машиниста Евгений Матюш, облив одежду из шланга холодной водой, полез в топку. Ему удалось ликвидировать последствия попадания осколков снарядов в котел, однако герой-железнодорожник получил сильные ожоги и после ремонта сразу потерял сознание. Старший машинист вывел состав из-под обстрела.

После того как станция "Мекензиевы горы" оказалась в руках немцев, "Железняков" совершил на нее неожиданное нападение, с близкого расстояния круша вражескую технику и расстреливая пехоту.

29 декабря 1941 года авиация гитлеровцев пыталась уничтожить бронепоезд. Воздушная атака была отбита, но часть экипажа погибла. А до этого БП-5 выполнил сложнейшую операцию: доставил новые стволы на один из главных узлов обороны Севастополя — батарею тяжелых орудий №30.

В самый канун нового 1942 года бронепоезд прошел ремонт и переоснащение вооружения: он получил автоматические пушки, минометы калибра 120 мм и несколько дополнительных пулеметов. За январь-февраль 1942 года БП-5 уничтожил батарею орудий большого калибра, 13 пулеметных точек вместе с расчетами, 9 дзотов, 6 блиндажей, подбил 3 самолета, расстрелял несколько автомашин и с десяток гужевых повозок, а также огнем пушек и пулеметов уложил не менее полутора тысяч пехотинцев.

Случалось "Железнякову" вступать в бой и с танками. Например, 15 июня 1942 года он накрыл огнем целую танковую колонну врага, уничтожив три машины.

 "Зеленый призрак": как проходили боевые рейды бронепоезда "Железняков"

Бронепоезд сражался до 26 июня, совершив с момента вступления в строй (то есть с начала ноября 1941 года) 140 боевых выходов. 26-27 июня немцам удалось накрыть одно из убежищ БП-5 (Троицкий тоннель) мощными авианалетами, в которых участвовало по нескольку десятков бомбардировщиков. Из тоннеля вырвался только паровоз с одной из бронеплатформ. Разгребая завалы после бомбежек, экипаж демонтировал часть орудий и пулеметов с заблокированных в тоннеле платформ. Они были использованы в обороне позиций советской пехоты.

После падения Севастополя и захвата немцами всего Крыма, гитлеровцы расчистили Троицкий тоннель и выкатили из него то, что осталось от "Железнякова". После ремонта бронепоезд получил название "Ойген". Он оставался в Крыму до наступления советских войск. При отступлении и попытке эвакуации с полуострова немцы сами взорвали бывший БП-5.

В память о подвигах команды "Зеленого призрака" в Севастополе в 1970-е годы построили мемориал. Он состоит из паровоза серии Э, который использовался как вспомогательный, а также бронеплатформы с тяжелым морским орудием. Сама по себе она отношения к "Железнякову" не имеет, однако является подлинной и применялась в годы Великой Отечественной войны.

Источник


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Как пользоваться мультиваркой

Как пользоваться мультиваркой

Мультиварка, также известная как кастрюля быстрого приготовления, представляет собой инновационный прибор,...

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Hе нужен особый повод, чтобы отправить ей цветы

Я была приятно удивлена ​​вчера на работе, когда телефонный звонок с неизвестного номера, который я трижды...

Напишите мне