×

Стратегический план борьбы Севера с Югом

Стратегический план борьбы Севера с Югом

sever-ug Стратегический план борьбы Севера с Югом

Оглавление

Военные ресурсы Конфедерации

Из воспоминаний бывшего президента Конфедерации Джефферсона Девиса

Воспоминания Джефферсона Девиса знакомят с экономической отсталостью Юга. Промышленное и техническое превосходство Севера способствовало конечной его победе над рабовладельческими штатами.

— Для того, чтобы выставить 150 тыс. человек по обе стороны Миссисипи, в мае 1861 г. у нас не было вооружения для пехоты, оружия и обмундирования для кавалерии, не было артиллерии, а главное — не было амуниции, не было ничего, кроме оружия, притом совершенно устаревшего образца, гладкоствольных мушкетов, в которых кремневые замки были переделаны на капсюльные.

В штатах, вошедших в Конфедерацию, арсеналы выполняли только роль складов… В штатах Конфедерации за 50 лет не было изготовлено ни одного ружья, ни одной пушки, ни одного лафета…

Пороха на Юге не изготовляли, кроме как для взрывов. Нигде на Юге не было запасов селитры; все ее склады находились на Севере. За исключением: Вирджинии, нигде не было разрабатываемых свинцовых рудников, а последние были в таком состоянии, что полагаться на них было нельзя: единственная литейная мастерская, где отливались пушки, находилась в Ричмонде. Медь, столь необходимая для полевой артиллерии и для капсюлей, только что стала добываться в восточной части Теннесси (Теннесси — штат в юго-восточной части Северной Америки. Во время гражданской войны входил в Конфедерацию). Южнее Ричмонда нигде не было прокатных станов для полосового железа и имелось только небольшое количество горнов, да и те за ничтожными исключениями находились в пограничных штатах, в Вирджинии и Теннесси…

Для снабжения оружием был отправлен агент в Европу, заключивший там контракты на сумму приблизительно в полмиллиона долларов…

По части полевой артиллерии производство ограничивалось почти исключительно Тредегарскими заводами в Ричмонде. Штат Вирджиния располагал некоторым количеством старых четырёхфуттовых железных пушек, которые еще основательнее просверлили, чтобы получить хорошее дуло, и снабдили тремя нарезками…

Отсутствие железа и квалифицированных рабочих ощущалось очень остро. Всякая кузница, которую можно было раздобыть где- нибудь в глуши, а в особенности кузницы, находившиеся на театре военных действий или поблизости, были загружены работой. Их опять-таки нужно было снабжать материалами и освобождать для них рабочих от военной службы.

Уже в скором времени выяснилась необходимость в сильной степени прибегать к ввозу предметов первой необходимости, прорывая для этого блокаду портов. Агентами, отправленными в Англию, было приобретено судно, способное брать груз в 550 кип хлопка, которое затем совершало рейсы между Уилмингтоном и Бермудскими островами. Оно сделало от 16 до 18 рейсов прежде, чем было захвачено. К нему присоединили еще одно судно, которое тоже действовало с успехом. Суда эти были длинные, низкие, довольно узкие и построены с расчетом на скорость. Они были большей частью окрашены в бледно-голубой цвет и, погасив огни и запасшись топливом, дававшим мало дыма, они довольно регулярно ходили из Уилмингтона и обратно. К ним присоединили еще несколько судов, которые должны были доставлять артиллерию, а впоследствии — всякие припасы…

Рейд к морю

В ходе войны северянами был принят новый стратегический план борьбы с Югом. Было решено перерезать главные железнодорожные линий в Джорджии (Георгии), соединяющие юго-восточные районы со снабжавшим их продовольствием юго-западом. Выполнение этого плана было поручено генералу Шерману. Его воспоминания знакомят с картиной движения армии от Атланты к Атлантическому океану.

Генерал Вильям Шерман — американский генерал, известен своим наступлением против южан в их тыл на Атланту (город штата Георгия) й к побережью Атлантического океана, рассказывал о войне Севера и Юга.

Рейд-в данном случае набег военных сил в неприятельский тыл.

— Обозы были разделены между четырьмя корпусами, так что каждый получил около восьмисот повозок: обычно в походе они растягивались вдоль дороги на 5 миль и более…

Выступление из Атланты началось утром 15 ноября…

Около 7 часов утра 16 ноября мы выехали из Атланты по дороге, запружешюй отрядами и повозками 14-го корпуса: достигнув холма, как раз рядом со старыми укреплениями мятежников, мы, естественно, задержались, чтобы оглянуться на места наших прежних боев… Прямо перед нами четко и быстро маршировал 14-й корпус… бодрым шагом, словно презирая тысячи миль, которые отделяли нас от Ричмонда. Какая-то рота случайно затянула — «Душа Джона Брауна стремится вперед»; солдаты подхватили напев, и никогда, ни прежде, ни потом, не слышал я хора «Слава, слава, аллилуйя», исполненного с ббльшим воодушевлением, или более кстати…

…Первую ночь в походе мы разбили лагерь рядом с дорогой… весь горизонт закрыли костры из шпал, и кучки солдат всю ночь таскали раскаленные рельсы к ближним деревьям и загибали их вокруг стволов. Полковник По раздобыл инструменты для отвинчивания рельсов и закручивания их в раскаленном виде: но самый лучший и простой способ-это раскалять середину железных рельсов на кострах из шпал и затем загибать их вокруг телеграфных столбов или подходящих древесных стволов. Я придавал большое значение разрушению железнодорожного путй и лично очень внимательно этим занимался и неоднократно отдавал другим приказания по этому поводу…

…Мы нашли в изобилии кукурузу, патоку, мясо, сало и сладкий картофель. Мы забрали также много коров и быков и большое число мулов. Всем этим местность была чрезвычайно богата, так как никогда раньше не подвергалась нашествию неприятельской армии; последний урожай был превосходным, его только что убрали и сложили на зиму. Как правило, мы ничего не уничтожали, но всегда держали наши повозки полными и до отвала кормила скот.

23 ноября мы прибыли в Милледжвиль — столицу Джорджии (Георгии), куда 20-й корпус пришел уже раньше нас. В этот день все левое крыло соединилось в Милледжвиле и вокруг него… Первый этап пути был, таким образом, закончен вполне успешно…

…Я был в Милледжвиле с левым крылом и непрерывно поддерживал сообщение с правым крылом в Гордоне. Население Милледжвилл оставалось дома, кроме губернатора (Брауна) и чиновников, которые трусливо сбежали в, величайшем беспорядке и спешке…

Тем временем были отданы приказы о полном уничтожении арсенала со всеми его запасами и всех общественных зданий, которые возможно было бы использовать с враждебными нам целями. Правое крыло продолжало двигаться вдоль железной дороги в направлении Саванны, разрушая полотно и уничтожая рельсы…

А. Б. Харт. «Американская история, рассказанная современниками». т. IV, Нью-Йорк. 1909. (с англ.)

Share this content:

Отправить комментарий

одиннадцать + шесть =

Вас это может также заинтересовать